Важно знать! Эффективное средство для нормализации работы сердца и очистки сосудов существует! Читать далее...

Восстановление речи после инсульта - одна из сложнейших задач, решить которую просто необходимо. Инсульт в России регистрируется в количестве 400000 диагнозов в год. Инсульт различают 2 видов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (инфаркт мозга).

Сущность проблемы

Нарушение речи при инсульте - самое частое и тяжелое последствие, когда теряется способность общаться и говорить. Речь - это знание слов, умение ими оперировать, составлять фразы и предложения, за это отвечает левое полушарие. В мозге имеются 2 речевые зоны: Брока и Вернике. При поражении зоны Брока возникает моторная афазия: речь теряется полностью, устная и письменная, или она замедлена, дается с усилиями, телеграфна. Речь окружающих больные понимают, они часто пассивны, безразличны. Если поражена зона Вернике, то наступает сенсорная афазия: речь становится без смысла, хаотичной. Афазия возникает после инсульта сразу, сначала она тотальна, то есть человек не говорит, не понимает, не узнает. Через какое-то время больной начинает понимать обращенную к нему речь, узнает родных, но сам произносить ничего не может. Это следующая ступень - моторная афазия, далее свои мысли больной уже может выражать тоном, звуками, не умеет соединять их в слова.

Сенсорная афазия развивается чаще при инфаркте мозга. Речь окружения кажется больному иностранной. Самая незначительная афазия - амнестическая. При ней больной плохо воспринимает какие-то сложные обороты, забывает названия предметов, но может их описать, нарушена зрительная память. Тотальная афазия встречается в трети случаев. Это самая тяжелая форма, когда больной и не говорит, и не понимает слов. Сенсорная афазия восстанавливается быстрее всех.

Иллюстрация 1

Кроме афазии, есть и другое нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции - дизартрия. Из-за онемения языка нарушено произношение, но больной все понимает, может читать и писать. Если голос становится глухим, согласные не произносятся, темп произношения замедленный, то это свидетельствует о поражении зоны мозжечка, спастического паралича целого речевого аппарата. Речь всегда восстанавливается долго, может быть до нескольких лет, требует максимума терпения от домашнего окружения, не всегда дает результаты на 100%, но надо надеяться. Работать с пациентом начинают сразу по стабилизации состояния, этим занимается логопед. Чтобы восстановить речь, нужно растормозить центры речи в левом полушарии, для этого есть ряд методов. В первую очередь - логопедический с проведением занятий в письме и чтении, в дальнейшем - закрепляющие речь. Применяется метод воздействия музыкой, хирургический способ, физиолечение, медикаментозная терапия, но в любом случае обязательным является хороший уход за больным.

Занятия с логопедом

Занятия с больным нужно начинать как можно раньше, тогда в первые 6 месяцев можно добиться наилучших результатов. Первые занятия лучше проводить в присутствии родных, тогда и они смогут запомнить многие задания логопеда и применять их дома. Логопеда нужно посещать после выписки, позже регулярно приглашать его домой, с больным его работа начинается уже в стационаре, на 1-3 неделе после госпитализации. Логопед с помощью своих методик помогает больному постепенно восстановить речь с азов и далее в порядке усложнения. Специалист восстанавливает утраченную речь пациента различными картинками, детским лото, чтением букваря, произношением слогов, затем целых слов, предложений, затем и речевых оборотов, обучает больного языку жестов и др. Сначала им проверяется реакция на шепот.

Изначально даются простые занятия, постепенно они усложняются. Это показ и называние различных предметов, действий на картинках и т.д. Важно стимулировать больного на диалог, даже в виде кивков, жестов. Проговаривать неоконченные предложения, чтобы больной их сам закончил. Если для больного это сложно, дают для прослушивания любимые мелодии, в процессе чего он включается в этот процесс, пытается подпевать, сначала невнятно, но постепенно это будет все более четко. Логопед должен произносить и комментировать вслух все, что он собирается сделать, даже если он просто хочет поправить подушку или одеяло. Сначала тренировки занимают десять минут, не более, постепенно увеличиваясь, через 2 месяца уже по полчаса. Для сенсорной афазии более приемлем наглядный способ с показом картинок и названием слова, обозначающего предмет, по возможности его срисовыванием.

Инсульт часто приводит к онемению языка, поэтому логопед применяет специальные упражнения для его массажа - различные артикуляционные упражнения. Больной перед зеркалом выполняет следующие движения языком: облизывание языком губ, сначала с верхней, круговыми движениями вправо, затем влево, потом повторяя их сначала с нижней губы, попытки доставания подбородка, носа кончиком языка по возможности, скручивание высунутого языка наподобие трубочки - 3 секунды и др. Позже при выполнении уже более сложных заданий для тех, кто в состоянии произнести слово, предлагается проговаривание скороговорок. Это тоже способствует восстановлению подвижности языка, улучшает дикцию и развивает речь.

Мучают сердечные боли?

"Как просто очистить сосуды и избавиться от болей в груди. Проверенный способ - записывайте рецепт...!" Читать далее >>

Как вести себя с больным дома

Правила поведения с больным соблюдать нужно обязательно, он может отказываться от занятий, близкие должны всячески помогать ему, подталкивая к лечению и поощряя даже самые небольшие достижения. Такие больные часто могут быть озлоблены, капризны, агрессивны. На это не нужно обращать внимания, нужно это прощать, не выходить из себя. Нельзя кричать и ругать больного ни при каких обстоятельствах. Не нужно договаривать за больным предложения, которые он не смог построить, не прерывать его во время попыток.

Не оставляйте больного одного, дефекты его речи принимайте с пониманием, без насмешек, не смейтесь над ним, не старайтесь изолировать больного от общения, втягивайте его в разговоры, общайтесь с ним, обсуждайте события. Фразы необходимо произносить медленно, коротко, сложные фразы он не воспримет. Читайте с ним тексты, расспрашивайте обо всем, пойте с ним песни, стихи, приглашайте к пересказу, просите называть в порядке нарастания цифры, части тела, вспомнить дни недели. Нельзя в присутствии больного рассуждать о негативных осложнениях инсульта, обсуждать ошибки и дефекты слов больного. Постоянно подбадривайте, хвалите пусть даже минимальные успехи и сдвиги, стимулируйте этим.

Картинка 2

Домашние упражнения

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях должны проводиться после присутствия родных у логопеда на тренировках больного и обучению им. Далее хотя бы один раз в месяц надо приглашать логопеда для профессионального корректирования и помощи в занятиях. Это повысит эффективность ваших упражнений дома. Всегда проще запомнить предмет визуально, поэтому чаще тренируйте больного этим, спрашивая предназначения бытовых предметов, просите показать это на картинке. Созвучные слова различаются больным плохо, нарисуйте тогда их изображение и попросите показать на картинке: например, слова - дочка - точка, коза - коса, гора - кора и др. Разговаривать лучше наедине, в группе людей он не различает слова. Можно позже давать ему и задания посложнее на самостоятельность: вставлять слова, которые пропущены, в предложение: он… яблоко, певец …песню и др. Включите его любимые песни.

Картинка 3

Телевизор можно смотреть не более 2 часов вдень, причем его любимые передачи, чтобы вызвать больного к общению и комментариям. Телевизор и радио должны работать тихо, чтобы не вызвать переутомления. Исправлять и указывать на недочеты нельзя, только поощрять. Атмосфера должна быть только доброй, позитивной, безразличных людей к нему не допускайте. Если что-то не выходит сразу, отчаиваться и показывать этого мимикой и жестами больному нельзя. Он, замечая это, теряет свой позитивный настрой. Заниматься нужно регулярно. Пациент должен знать о вашей любви, что он не обуза для вас. Прекращать с ним заниматься, даже если он отказывается, нельзя. Он может проявлять полное безучастие к болезни и происходящему. Тогда нужно мягко, но настойчиво стимулировать, но не оставлять его без внимания.

Дополняющие упражнения дома повторяют по 10 раз, время отдыха и упражнения одинаковы:

  1. 1. Губы вытянуть вперед в виде трубочки на несколько секунд, повторить.
  2. 2. Захватить зубами на несколько секунд верхнюю губу.
  3. 3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка - 5 секунд.

Для тренировки мышц языка, помимо перечисленных выше:

  1. 1. Вытянуть в любопытстве вперед шею и максимально высунуть язык - 3 секунды.
  2. 2. Также, но добавить шипение змеи.
  3. 3. Круговые движения языком с закрытым ртом.
  4. 4. Закругление языка в сторону мягкого неба.
  5. 5. Поцокать языком - 15-20 раз.

После этого выполняются задания на артикуляцию:

  • громко чмокать и посылать воздушные поцелуи;
  • широко улыбнуться и ощериться;
  • улыбнуться с закрытым ртом;
  • сильно раздуть щеки, подержать их так;
  • погонять воздух по щекам вправо и влево;
  • выдувать воздух, произнося звук “Ф”, губы держать расслабленными;
  • произнести букву “Ы”, напрягая при этом нижнюю челюсть;
  • произносить звук “У”, вытянув губы трубочкой;
  • сделать горку языком, заведя его за нижние зубы;
  • завести язык за передние зубы, как бы очищая их;
  • подвигать во рту языком в разные стороны, зубов касаться при этом нельзя.

Все эти подходы повторять по 6-7 раз. Упражнения нужно повторять в начале занятий по 2 блока, по закреплении результатов делать уже по 5 подходов, тренировки нужно проводить по 5-6 раз ежедневно.

И немного о секретах...

Вы когда-нибудь мучались от БОЛЕЙ В СЕРДЦЕ? Судя по тому, что вы читаете эту статью - победа была не на вашей стороне. И конечно вы все еще ищете хороший способ, чтобы привести работу сердца в норму.

Тогда читайте, что по этому поводу говорит кардиолог с огромным стажем Толбузина Е.В. в своем интервью о натуральных способах лечения сердца и очистки сосудов.

Читать интервью с кардиологом >>